Понравилось, взято с Драйва2 (
https://www.drive2.ru/l/7547019/ )
— Для чего мы покупаем автомобиль?
— Чтобы ездить.
— Для чего мы покупаем экспедиционный автомобиль?
— Чтобы ездить много.
— Для чего мы покупаем экспедиционный внедорожный автомобиль?
— Чтобы ездить много и далеко*.
— Для чего мы проводим разные улучшения экспедиционного автомобиля?
— Чтобы ездить много, далеко* и надежно.
— Есть ли предел улучшений экспедиционного автомобиля?
— Есть. Когда он перестает ездить или много, или далеко* или надежно…
(*далеко – в данном случае, дальше чем моноприводный автомобиль)
…
Открыв любой тематический сайт или форум, в большинстве случаев можно увидеть тему на огромном количестве страниц о том, как надо правильно вести подготовку автомобиля для разных условий эксплуатации. Вот где полет технической мысли и инженерной фантазии!
Споры, споры, споры… В том числе и про экспедиционные условия. О выборе направления в подготовке существует множество теорий, материализованных в различных статьях, написанных как авторитетными людьми, прошедших этот путь не один раз, так и шарлатанами, использующих чужие знания с целью личной выгоды.
Но вывод же у всех абсолютно идентичный: универсального инструмента не существует! Нет такого приспособления, который мог бы и гвозди забивать и компрессию двигателя померить. Так же и в подготовке внедорожника – нет универсального! Чтоб и на трофи всех порвать и в «дальние дали» умчаться, быстрее ветра… Чем лучше автомобиль едет без дороги, тем хуже он едет по дороге… Это закон, доказанный и подтвержденный на практике множество раз и не одним поколением. Но…
Но, как правило, за кадром остается и еще один закон, аксиома, о которой, почему-то, задумываемся в меньшей степени, чем о проходимости: чем больше изменений внесено в стоковый автомобиль, тем больше снижается его надежность. Обратная пропорциональность: чем более «внедорожней» и «экспедиционнестей» автомобиль, тем больше шансов это самое бездорожье или экспедицию и не осилить. А так ли все эти изменения нужны и необходимы? Нельзя ли обойтись без них? Ведь все это снижает ресурс и потенциал… Большие колеса, лишняя масса… Где польза, а где вред? "В чем правда, брат?"
Если с подготовкой «спортинвентаря» или «покатушечной» машины более-менее понятно: это техника для передвижения рубилова в не далеких территориально местах и в очень специфичных условиях и здесь в цене именно внедорожные характеристики, такие как масса, размер колес и пониженное число трансмиссии, а позиции как комфорт передвижения и задача вернутся в "пункт А" своим ходом стоит не на первом месте, то в экспедиционной подготовке великое множество сугубо специфических нюансов.
Конечно, хочется в свой любимый автомобиль вкорячить всего и побольше, все что можно и все что нельзя! Чтобы и грязь он греб, и чтоб свет светил во все стороны, и чтоб деревья валить не задумываясь, и чтоб загрузить в него и на него половину своего личного имущества да и полгаража в придачу… Так ведь и об эстетике нельзя забывать! Ведь, на 36 колесах и в полном стальном обвесе он смотрится лучше и красивей… К тому же, в офф-роуд магазинах столько соблазнов! Все такое красивое и цветное! Как малое дитя тыкать пальцем: "Хочу! Хочу! Хочу!"…
Нельзя путать аскетичный экспедиционный автомобиль и обвешанный, как новогодняя елка, шоу-кар… Один едет, второй рекламирует. А это — "две большие разницы" (с).
Но существует два «золотых правила» для «дальнобойных» автомобилей:
— «экспедиционный» должно быть равно «надежный» — в первую очередь, его задача "отвезти-и-привезти", он должен доставить туда и вернуть обратно. Своим ходом. Без веревок и эвакуаторов. Хотя ломаться ему и не запрещено… Но должен быть (модное нынче такое слово) — ремонтнопригодным!
— если я не могу туда проехать без потерь, значит мне туда не нужно – «разложить» автомобиль очень весело на покатушках с толпой единомышленников в 20 км от дома, но очень грустно на воркутинском зимнике или выжженной солнцем степной дороге Казахстана… Без единомышленников… Взятие "контрольной точки" любой ценой никак не входит в задачу экспедиционного транспорта — оставим эту привилегию спортсменам…
Но вот как понять, что в плотную подошел к той черте, за которой кончаются улучшения и удобства, а начинаются ухудшения и вред? Именно, как понятие "экспедиционный"? Можно ли самому это понять теоретически, не дожидаясь практических занятий? Как уравновесить чаши этих весов? Вопросов больше, чем ответов…
Признаю, что и в этот раз при подготовке я, в некоторой степени, пошел по ложному пути…
Хоть и имею скромный опыт подготовки и эксплуатации полноприводных автомобилей.
Первый:
Второй:
Третий:
Четвертый:
Но я увидел эту черту. Поздновато, уже перешагнув… но увидел. Ответив для себя всего лишь на два вопроса:
1. Как я использую свой автомобиль? Реально, посмотрев и проанализировав все время его владения.
2. А так ли нужна мне эта «тюняшка» и работает ли она в полной мере, или прикручена к автомобилю только для красоты и понта? Задуматься: это действительно мне надо или это только дань "внедорожной моде"?
И мне открылась истина!
Мне не очень нужны все эти приспособления для покорения бездорожья. Хоть они и делают крутым меня и мой автомобиль. Я давно уже не испытываю сексуального возбуждения при словах «шакл» или «рывковый трос» и бездорожье воспринимаю больше как преграду на моем пути к какой-то конкретной цели, чем как веселое времяпрепровождение. Мне больше нравиться ездить и созерцать, имея определенные, конкретные цели, чем такое сомнительное удовольствие, как засадить машину в чачу и двое суток ее оттуда выковыривать. Да еще на другой окраине страны… Прошли те времена бездумного рубилова «за компанию и за удовольствие», да. Если будет выбор: ковыряться в говнолине 3 км или возможность объезда в 20 км, я выберу второй вариант… За три года я ни разу не пользовался хай-джеком, мне не нужны 35+ колеса и все блокировки, силовой бампер – ради калиток, а силовой багажник – чтоб за него держаться при посадке/высадке… Очень много всего лишнего висит снаружи и лежит внутри просто так, без толку, без надобности… Даже, не на всякий случай. Просто, для красоты! Добавляя лишнюю массу и занимая место, заставляя ехать не вперед, а вниз. И заставляя работать механизмы за той чертой надежности, заложенной инженерами на заводе. «Да для внедорожника 200 кг – это ни о чем» — иногда приходится слышать. Хм… Я тоже так когда-то думал.
И понеслось… Радикальное изменение концепции строительства — "все не нужное — не нужно!" и, как следствие, изменение внешнего вида.
Похудение в два этапа. Первый и второй
Теперь еще и судьба защиты под большим вопросом – на мостовых машинах она не слишком-то и нужна. Кроме защиты рулевых тяг, да.
Что же изменилось, что я заметил, открутив с машины все «не нужное»?
Да легче ему стало, однозначно легче.
1. Так, всеми нами любимый критерий — расход топлива – упал на 2,5-3 литра, при прочих равных условиях.
2. Температура работы двигателя снизилась с 84-85 до 81-82 градусов.
3. Динамика. Или только показалось?
Все лишнее, что было куплено, сделано, изготовлено и установлено — это просто лишняя трата времени, сил, денег… Лучше подумать заранее…
Но во всяком случае, все это затеяно не зря. А на месте снятых аксессуаров скоро будут другие. Более функциональные и более нужные.
Предвкушая ехидные вопросы: «Как можно говорить о надежности и при этом ездить на ZD-30?»
Озвучу свое мнение: ZD-30 это в первую очередь двигатель, и как любой двигатель нуждается в профилактических работах и проверках своего состояния, не дожидаясь треснутой головы или дыры в поршне… И от него можно добиться того, чего хочется. Очень на это надеюсь. Бывали случаи, пробега более полумиллиона км без ремонтов и вложений…